Не секрет, что Земли наши населяло свободное племя Эрзя и не менее свободное, но малочисленное племя Мокша. По некоторым данным на месте Нижнего Новгорода стоял эрзянский город Обран Ош. А Арзамас - ни что иное как ЭРЗЯМАС. Рязань - Эрзянь. И т.д. и т.п. Откуда пришли они изначально? Есть ли находки, относящиеся к ним? Считаете ли себя их потомками? ПРЯЧУ ТРУПЫ. НЕДОРОГО!
Мой прадед мордвин, эрзя. Бабушка значит тоже. Мать по отцу белоруска. Отец у меня русский. Хрен знает какой я потомок свободного племени. Ни дня без копа..
Информация из Википедии: Этимология и история Ещё задолго до появления славян на этих землях эрзяне проживали к северо-западу от мокшан, на территории современной Рязанской и Нижегородской областей. В 961 году некая (арта, ариса) упоминается хазарским каганом Иосифом в качестве народа, платившего ему дань. Современные энтузиасты связывают это упоминание с эрзянами.
О народе Arsaja (Ersaja), царь которого «находится в Arsa (Ersa), откуда вывозятся чёрные соболи, чёрные лисицы и свинец», сообщал арабский географ и путешественник Ибн-Хаукаль (X век)[источник не указан 282 дня]. Однако этот народ рассматривается как группа русов, а не финно-угров.
Первоначально этноним «мордва» относили только к эрзянам. Гийом Рубрук в своём «Путешествии в восточные страны» в 1253 даёт следующее описание:
К северу находятся огромные леса, в которых живут два рода людей, именно: Моксель, не имеющие никакого закона, чистые язычники. Города у них нет, а живут они в маленьких хижинах в лесах. Их государь и большая часть людей были убиты в Германии. Именно Татары вели их вместе с собою до вступления в Германию, поэтому Моксель очень одобряет Германцев, надеясь, что при их посредстве они еще освободятся от рабства Татар… Среди них живут другие, именуемые Мердас, которых Латины называют Мердинис, и они — Сарацины. [5].
Об эрзянах (арджаны), как и о мокше сообщал иранский ученый Рашид-ад-дин (начало XIV века); ногайский князь Юсуф писал о «рзянах» в грамоте, отправленной им в Москву в 1549 году.
В раннем средневековье эрзяне — народность, которая оказывала сопротивление хазарам, печенегам и половцам. Под давлением переселявшихся славян отступила на восток к современному Арзамасу.
В отличие от мокши, признавшей в 1237 году зависимость от Золотой Орды, эрзяне отступают на север в леса и оказывают монгольским войскам сопротивление. После переноса суздальской столицы в середине XIV века в Нижний Новгород эрзя попала под власть суздальского княжества и некоторая часть её приняла христианство, а другая часть отступила дальше на восток, проникнув в XVII веке в Заволжье и Южное Приуралье, где столкнулась с ногайцами и калмыками. Создание Саратовско-Оренбургско-Челябинской линии крепостей сделало возможным дальнейшее продвижение эрзян на Урале. Многие эрзянские поселения на Урале появились после проникновения сюда русского населения[6].
Петер Симон Паллас в начале XIX века отмечал:
Мордвины в Шадине, и во многих к реке Мокше, также в верхних местах Суры, а особливо на лесистой стороне находящихся деревнях, суть иного поколения, нежели живущие при реке Пьяной и в Нижегородской губернии. Они и сами себя отличают от оных, и присваивают себе особливое имя Мокша, в множественном числе Мокшадь… напротив того, происшедших от другого колена называют они Ерзад или Ердзат; и они сами себя также именуют… ПРЯЧУ ТРУПЫ. НЕДОРОГО!
Некий Александр Абакумов пишет: В 4 в. н. э. финны-мокша пришли со стороны Урала и подчинили скифоязычных (но оседлых) гелоно-будинов. Это не понравилось в РейдГотии и Германарих (по сведениям Иордана) пытался как-то на этот процесс повлиять. Но особенно в этом не преуспел. Готы (с подачи скифо-сарматов) именовали это новое племенное образование "морденс" (по ирански -- "людьё"). Гелоно-будины стали "чёрной костью" мокши и постепенно феннофицировались. В кон. 7 в. (возможно не без помощи хазар) пост-гелоно-будины (именовавшие себя, помня свои частичные арийские корни, -- "арису" (арийские, эрзя)) отделились от "царских мордвинов", т. е. от мокши. Примерно тогда же (руб. 7-8 вв.) и началось сравнительное языковедческое разделение эрзи и мокши. Урало-лапоноидный компонент у мокши сильнее, чем у эрзи. Пост-анты (а потом и русичи) с подачи быших сармато-иранцев росов (росомонов) также именовали и тех, и других (больше эрзю, т. к. она ближе) "мордвой".
Терюшане, каратаи, шокша и др. группы -- вторичные эрзянские и мокшанские структуры. Не помню, какая из них чья.
Некий Александр Абакумов пишет: В 4 в. н. э. финны-мокша пришли со стороны Урала и подчинили скифоязычных (но оседлых) гелоно-будинов. Это не понравилось в РейдГотии и Германарих (по сведениям Иордана) пытался как-то на этот процесс повлиять. Но особенно в этом не преуспел. Готы (с подачи скифо-сарматов) именовали это новое племенное образование "морденс" (по ирански -- "людьё"). Гелоно-будины стали "чёрной костью" мокши и постепенно феннофицировались. В кон. 7 в. (возможно не без помощи хазар) пост-гелоно-будины (именовавшие себя, помня свои частичные арийские корни, -- "арису" (арийские, эрзя)) отделились от "царских мордвинов", т. е. от мокши. Примерно тогда же (руб. 7-8 вв.) и началось сравнительное языковедческое разделение эрзи и мокши. Урало-лапоноидный компонент у мокши сильнее, чем у эрзи. Пост-анты (а потом и русичи) с подачи быших сармато-иранцев росов (росомонов) также именовали и тех, и других (больше эрзю, т. к. она ближе) "мордвой".
Терюшане, каратаи, шокша и др. группы -- вторичные эрзянские и мокшанские структуры. Не помню, какая из них чья.
Вишка лейне чуди - Это музыка, Ставшая словом. Вишка лейне чуди - Повторяю я снова И снова. Когда прошлого нет, А всё сущее Кажется тайной... Был таинственный лес - Обиталище птиц зоревое. От корней до небес - Всё в лесу нашем Было живое! Там среди ивняка, Под гривастой Веселой горою, Повстречалась река И достойно назвалась Сурою... Сколько зим позади - Стая птиц В опереньи суровом. ...Вишка лейне чуди - Это музыка, Ставшая словом. Я эрзянскую речь, Как цветущего детства Поляну, В своём сердце беречь До последнего дня не устану. (Л. Татьяничева)
Добавлено (13.04.2012, 19:09) --------------------------------------------- Изгиб оврага – ров да вал – Так городецкая культура Рельеф природный подчеркнула, Сим обозначив ареал Эрзянских древних городищ, Руси исконных поселений. Нам не найти земли священней, Чем та, где взмахом топорищ Сооружались города, Где укреплялись волей стены, Мечом карался грех измены, Где был в чести закон труда…..
У меня предки мордва есть по отцовской и по материнской линии, хотя они из разных сел. Вот мокша они или эрзя, пытаюсь выяснить. Скорее всего эрзя. Никому не ведомо, где счастье зарыто, и кому в руки отдастся...